Сегодня экскурсоводы в музеях Ига и Кога отмечают, что воины-тени недолюбливали черные костюмы - для ночных нападений лучше всего годились темно-синие. После 1600 года, когда ниндзя утратили свое могущество, около 200-300 человек поступили на службу в тайную полицию. Поскольку график работы был весьма неплотным, ниндзя решили записать свои знания, чтобы вынужденное безделье и отсутствие практики не похоронило их навыки. Однако поскольку в писательстве воины-тени были не сильны, сделанные ими заметки были довольно краткими и малоинформативными. Лишь после того, как ниндзя стало значительно меньше, были выпущены три или четыре более подробных руководства.
Уезды Ига и Кога расположены в нескольких часах езды от Киото, практически в центральной части страны. Район был свободен от военачальников, и его жители планировали и дальше не пускать их на свою территорию. В итоге получилось так, что обе деревни превратились в коммуны, защищающие сами себя, и именно в этом контексте навыки ниндзя оказались незаменимыми.
Ниндзя, как правило, противопоставляются самураям. Самураи были яркими личностями, живущими напоказ и часто заигрывающими со смертью. Ниндзя же, в силу своей шпионской деятельности, предпочитали не привлекать к себе лишнего внимания. Если самураи презирали такое качество, как скрытность, то для ниндзя оно было основой выживания. Однако довольно часто с заходом солнца самурай превращался в ниндзя.
Фактически, между ними было лишь одно существенное различие: самураи принадлежали к самому высшему сословию, тогда как ниндзя далеко не всегда были выходцами из благородных семей. Чаще всего они вообще были выходцами из каст "хинин" и "эта" - японских неприкасаемых, которые вообще формально находились тогда вне закона. Но это им было только на руку - на столь ничтожных существ мало кто обращал внимание (сравните это с тем, что до сих пор любимым камуфляжем секретных агентов является маскировка под нищего).
Краеугольным камнем идеологии ниндзя была не религия, а "правильное мышление". У них должно было быть совершенно определенное отношение к тому, что требовалось делать для защиты своей деревни, своих учителей и себя самих. При этом сами ниндзя, последователи верования сюгэндо, должны были быть аскетами и готовиться в горах и у ручьев, чтобы отточить свои умения и стать настоящим воином-тенью. Формального боевого обучения у ниндзя не было. Правда, семьи учили своих отпрысков самообороне. В целом же учение сюгэндо, "путь обретения могущества", - это духовное искусство, а не боевое. А если сила духа позволяла воину высидеть несколько часов в водопаде или пройти несколько десятков километров по лесу в непогоду, это однозначно помогало ему в его шпионской деятельности.
Если в семье ниндзя появлялся ребенок, то он с большой долей вероятности также становился воином-тенью. Верность семье и земле, на которой ты родился, была для ниндзя превыше всего. У ниндзя были и свои "форты" - места, куда можно было отойти в случае нападения на деревню. Это земляные насыпи, похожие на кельтские оборонительные сооружения на юго-западе Англии. Они еще недостаточно хорошо изучены, и археологам только предстоит это сделать. Замков ниндзя не строили, и сейчас их крепости по большей части разрушены.
Самая большая ошибка - считать, что ниндзя были убийцами: у них был свой кодекс, а самой важной частью обучения было сюгэндо. /Сюгэндо (яп. 修験道 сюгэндо
- японское синкретическое учение, соединяющее буддизм, синто и даосизм. Буквально понятие сюгэндо означает «Путь обучения и практической проверки». Сюгэндо связано с развитием духовного опыта и силы, делает упор на аскетизм, жизнь в горах и гармонию между человеком и природой.
Основателем сюгэндо считается Эн-но Одзуну, также известный как Эн-но Гёдзя. Центром сюгэндо является монастырь Кимпусэн-дзи в городе Ёсино./
Свое оружие ниндзя делали из сельскохозяйственных инструментов, но то, что представлено в музеях сейчас, нельзя считать подлинным. Все они были изготовлены лишь после того, как нинздя канули в Лету.